M-LCHKHVIM MSHAN (mshwan1) wrote,
M-LCHKHVIM MSHAN
mshwan1

Category:

Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (23)

Оригинал взят у zidanio в Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (23)

23. Народы Грузии.

Запад Закавказья населен, в основном, народами, получившими интегрированное название "грузины" или "картвелы". Большая часть их говорит на различных диалектах грузинского языка, относящегося к картвельской группе. К этой группе языков относятся также мегрельский, лазский и сванский языки. Соответственно, в XIX веке мегрелов (тогда их называли мингрелами или мингрельцами), сванов (сванетов) и лазов (чанов) считали отдельными этносами. В настоящее время сваны счинаются субэтносом грузин, наряду с имеретинами, гурийцами, картлийцами (карталинами), кахетинцами, джавахетинцами, хевсурами, тушинами, пшавами, аджарцами, месхетинцами, рачинцами... А что касается мегрелов, до 1930-х считавшихся отдельным этносом, то здесь есть два подхода: одна часть мегрелов "грузинизировалась", другая — сохранила национальную идентичность, самосознание, язык. Лазы, говорящие на языке близком мегрельскому, считаются отдельной народностью.

Народы Грузии в рассматриваемое время имели как общие этнографические особенности, так и различия, обусловленные средой обитания, занятиями, религией. В этой части обзора мы познакомимся с бытом и нравами картвельского народа в целом, а также рассмотрим характерные черты основных грузинских субэтнических групп.

Источниками текстовой информации послужили следующие издания:

- "Народы России. Этнографические очерки", (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Ж.-Ж.Элизе Реклю. "Россия европейская и азиатская", т.2, 1884;
- М.Владыкин. "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу", 1885;
- И.Каневский. "Любопытные уголки Кавказа", 1886.;
- Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.5, 1886.

В обзоре использованы фотографии современников, иллюстрации из книг и журналов, картины художников XIX века.


Картвелы или собственно карталины, сохранившие еще название, принадлежавшее целой нации, — это грузины, живущие на восток от Сурама, в равнине озерного происхождения, центр которой есть Гори, а крайняя точка — Мцхет, древняя столица Карталинии. В восточной части картвелы смешиваются с тифлисскими грузинами, и название последних часто употребляется как общее для различных народностей Грузии. Кахетины, занимающие самую восточную часть Грузии, живут в долине Иоры и Алазана. На запад от Сурама долины Риона, Цхениса и низовье Ингура населяют имеретины и мингрелы; гурийцы за-нимают северный склон Аджарских гор, а по другую сторону этой стены, и отчасти в бассейне Чоруха, живут лазы. Наконец, сванеты и еще кой-какие племена приютились, словно в крепостях, в горных долинах Кавказа. Карталины различных семей не вполне могут понимать друг друга, вследствие примеси чужеземных слов, вошедших в местные идиомы; тем не менее от Требизонда и до Тифлиса все наречия чрезвычайно между собою схожи. У грамотных карталинцев единство языка поддерживалось с помощью письменности, издававшейся на грузинском языке.

За исключением большей части лазов, обратившихся в мусульманство, все карталины христиане, православного вероисповедания. Они считают своим патроном св. Георгия Победоносца. Полагают, может быть и основательно, что по имени этого святого и самая страна стала называться Георгией, откуда, с местного произношения, получилось русское: Грузия.
"Россия Европейская и Азиатская"


При вступлении в подданство России, картвельское племя разделялось на четыре самостоятельные части: собственно Грузию, или Грузинское царство, Имеретию, Мингрелию и Гурию, управлявшиеся отдельными самостоятельными владельцами. Грузинская народность сохранилась в Имеретии и Мингрелии гораздо лучше, чем в самой Грузии. В этих частях почти все население принадлежит исключительно к одному картвельскому племени, тогда как в Грузии народонаселение в значительной степени перемешано с татарами и армянами. Причиною тому историческая судьба Грузинского царства, подвергавшегося значительным и частым разорениям.
"Народы России"








Грузины живущие в бассейне Куры, так же как их западные соседи имеретины, мингрелы и лазы, вполне заслуженно славятся своей красотой; у них роскошные волосы, большие глаза, белые зубы, стройная и гибкая талия, маленькие и сильные руки. Вместе с тем, они, кажется, не так красивы, как картвелы черноморского прибрежья, а их женщины почти всегда вялы, взгляд их и улыбка не озарены мыслью. У большей части грузин цвет лица красный, почти багровый, причиняемый, конечно, неумеренным употреблением вина.

При всяком удобном случае грузины берут кубок с вином и, произнеся татарские слова: "алла верди", т. е. "это дар божий!", опорожняют его в честь друзей. Кахетины в особенности гордятся вином, которое производит их земля — грузинское Эльдорадо — и пьют его в большом количестве. Их вино — единственный почти напиток, употребляемый в этой стране, может, как полагают, поспорить подчас с лучшими сортами Запада. Один из предметов так часто поражающих взгляд в Кахетии — это бурдюки из бычачьей или свиной шкуры, с торчащими оконечностями, привешенные обыкновенно у дверей лавок, или перетаскиваемые в телегах и вздрагивающие при каждом толчке, точно живые. Для того, чтобы кожа сохранила свою гибкость, ее иногда сдирают с живой твари, а после этой варварской операции шкуру смазывают нефтью, придающей вину неприятный запах, с которым, впрочем, иностранец свыкается очень скоро.
"Россия Европейская и Азиатская"






Грузины страшные охотники попировать, но непременно в компании. Певец и зурна (дудка), напоминающая несколько нашу жалейку, с глухим барабаном — неотъемлемая принадлежность каждого праздника, ради которого грузин готов истратить последнее. Пирушка на чистом воздухе, если время благоприятствует, предпочитается пирушке в доме. Компанию сначала обносят азарпешей (ложкой-черпаком), кулой (деревянным кувшином), стаканами, а потом пускают в ход и турьи рога. Гости пьют за здоровье друг друга: «Алла верды» (Бог дал), говорит грузин соседу, поднося к губам кубок; — «якши-иол» (добрый путь, на здоровье), отвечает тот, делая то же самое.

Вина выпивается очень много, но грузины бывают пьяны очень редко: «здесь — говорят — от материнских сосцов прямо к лапке бурдюка»; к вину привыкают с малолетства. В Кахетии мать не уложит ребенка спать, пока не даст ему вина; десятилетний мальчик легко отличает в вине примесь воды. В этой благословенной части Грузии вино не ставится ни во что; еще не далеко то время, когда жители, из лени ходить за водой, умывались вином, готовили на нем кушанье и обрызгивали им пол.
"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"






Женщины не принимают участия в шумных пирушках: они обедают в стороне и, случается, тоже кутят на славу. Назад тому лет 30, в Тифлисе была одна грузинка, по имени Гука, составившая себе славу тем, что истребляла невероятное количество кахетинского. Со всех сторон съезжались посмотреть на это диво и поспорить с нею в питье, но, однако же, соперника не выискивалось во всей Грузии. Да и не было к тому никакой физической возможности: Гука пила вино за раз не тунгами (тунга – 5 бутылок), а ведрами, и ничуть не напивалась. Ведро она называла стаканом, а тунгу рюмкой. Это вошло в пословицу, которую и теперь еще можно слышать в Тифлисе.
"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"




Грузинки славятся своей красотой. Несмотря на замкнутость и даже рабское положение женщины в семействе, все труды по хозяйству лежат на попечении мужа. Это равнодушие к труду проистекает не из натуры грузинки, большею частью живой и деятельной, а из боязливой ревности мужчины выводить свою жену на позорище чужих глаз, через участие ее в занятиях вне дома. Грузинки любят наряжаться; они не прочь также посплетничать и готовы болтать целый день без умолку, готовы, пожалуй, и пококетничать втихомолку, но далеки от настоящей интриги, да и от неугомонных соседок, к тому же, нет возможности сделать что-нибудь скрытно.

С раннего утра грузин оставляет свой дом и почти весь день проводит в лавках или на базаре, где часто, за неимением дела, ограничивается переливанием из пустого в порожнее. Базар в Закавказье, так же как и на всем востоке, есть центральный пункт всей деятельности и всех новостей.

Как грузин, так и грузинка страшно суеверны и отличаются легковерием. Вообще, грузинское племя принадлежит в числу красивейших, способнейших и добродушнейших племен на свете.
"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"












По лощинам и скатам гор раскинуты грузинские деревни. Издали они кажутся неправильною насыпью или грудою развалин. В Карталинии многие села и деревни лишены садов; в Кахетии напротив того, все строения тонут в зелени. В самом расположении деревни нет ничего характерного, определенного: двухэтажный дом стоит рядом с землянкою, едва видною от горизонта земли.

Каждый строится там, где ему вздумается, не обращая внимания на то, нарушит ли он удобство других, или займет дорогу. Улиц нет; проходы между домами так узки и заполнены такими рытвинами, что одиночные всадники едва проезжают. Грузины не имеют привычки очищать улиц; сор и падаль валяются на глазах всех и своим разложением заражают воздух.

Посреди плоских крыш домов возвышаются конусообразные насыпи с отверстием для выхода дыма, а вокруг них набросаны связки хвороста и терновника, идущего на топку. Дощатый курятник и плетеный кузов на сваях для кукурузы, на корм птицам, суть необходимые пристройки к дому.

Хата (сакля) простолюдина первобытной постройки. Она строится из плетня, с двумя отделениями: одно для семейства, другое для кладовых. Сакля доступна только со стороны входа. Крыша и задние стенки приходятся в уровень с землею. Ее окружают приземистый, колючий забор и деревья орешника, виноградника и плакучей ивы. Вход в саклю закрыт навесом, устроенным на небольших столбиках.
"Народы России"


Входная дверь ведет прежде всего в "дарбази" — главную и самую большую комнату, посреди которой стоят два, а иногда и один столб, служащий опорой всему дому. Приемная, гостиная, кухня и самая семейная жизнь селянина сосредоточены в этой комнате. К потолку приделана железная цепь с крючком, на котором вешается котел. Здесь же разводится огонь или устраивается углубление, выложенное камнем, небольшой очаг, служащий для приготовления пищи и согревания во время холода. Вокруг очага семья собирается обедать; здесь же она и спит. Пол в сакле земляной и неровный. Вдоль задней стены "дарбази" идут деревянные полки с посудой. В противоположной входу стене сакли устроена большая ниша, в которую укладывают постель. Мебель составляют широкие, но низкие тахты, сколоченные из досок, покрытые коврами. У третьей стены стоят сундуки и деревянный ящик для хранения хлеба. Тут же стоят кувшины для воды и другая мелкая утварь.

По стенам развешены военные доспехи хозяина, покрытые весьма часто значительным слоем копоти. Пища приготовляется в самой сакле, в висящем над очагом котле, и оттого постоянное пребывание в комнате дыма режет глаза и коптит всю внутренность дома. Пламя, поднимаясь, нагревает саклю. К балке, упирающейся в потолок, привешен глиняный или железный шкалик с растопленным салом. Горящий фитиль его дает тусклый, мерцающий свет и, вместе с пламенем костра, составляет все освещение сакли.

Городской дом грузина несколько отличается от деревенского. Почти каждый дом имеет балкон с деревянным навесом и огражден с улицы забором. Небольшие ворота ведут на двор. Самое жилье состоит из одного покоя, столь обширного, что из него можно было бы сделать несколько комнат с залою. Пол или земляной, или выложенный кирпичом; потолок составляют или неотесанные брусья, или выструганные доски. Для согревания устроен камин ("бухари"), имеющий большое отверстие без решетки. Выталкиваемый ветром, дым стелется по всей комнате. В комнате сделаны ниши; будучи прикрыты дверьми, они образуют шкафы. Вдоль стен стоят низкие диваны, покрытые разноцветными коврами. На стенах висят бубен (дайра) и другие музыкальные инструменты; тут же винтовка с патронташем и пороховницей.
"Народы России"






В приведенном выше описании общих черт, свойственных грузинам, характерных для них атрибутов образа жизни, чаще всего упоминались Карталиния (Картли) и Кахетия. Эти области расположены на востоке и в центре Грузии. Теперь, постепенно двигаясь на запад, мы познакомимся с локальными особенностями культуры и быта жителей других краев Грузии.

В Имеретии, области в центральной и западной Грузии, обитали имеретины, один из которых изображен на вот этом, явно постановочном, снимке одесского фотографа Ж.Рауля:


Имеретинки большей частью брюнетки и притом стройны, но не выделяются своею красотою перед мужчинами, которые, если не превосходят их, то и не уступают им в красоте. Мужчины преимущественно среднего роста; в лице их более приятности, чем правильности. Почти все мужчины носят или бороду, или усы; причем к последним они имеют особое влечение. Туземец страстный защитник не только своих усов, но и каждого отдельного их волоса; некоторые оставляли службу из-за того только, что приходилось сбрить усы. «Какой же совестливости ожидать от человека, — говорят имеретины, — у которого нет ни бороды, ни усов?»

Будучи добр, ласков, обходителен, имеретин невежествен и страстный охотник до процессов и тяжб всякого рода. Среди населения явились подьячие, ябедники и законники, которых все боятся, которым все низко кланяются и ищут знакомства и расположения, как людей полезных. Такие люди пользуются известностью, обирают добродушных поселян и живут за их счет припеваючи.

Но, несмотря на столь большую охоту к сутяжничеству, имеретины, в сущности, весьма добродушны и честны.
"Народы России"





На юге от Имеретии расположена Джавахетия...


А западнее Имеретии находится край Самегрело или, как его именовали раньше, Мингрелия. А жителей этого региона Грузии называли мингрельцами, а сейчас зовут мегрелами.


На небольшом пространстве Мингрелии можно встретить и море, и горы значительной высоты, и долины, зеленеющие бесконечными виноградниками, и гряды скал, увенчанные замками и храмами. Тут есть и нежные плоды роскошного юга, и дары сурового севера. Вся Мингрелия представляет собою непрерывный сад, в котором около каждого дерева вьется виноградная лоза с тяжелыми гроздьями. Перекидываясь часто с дерева на дерево, виноградные лозы образуют естественные качели, на которых женщины, сидя, качаются.

Такое богатство природы способствует сохранению жителями первобытного состояния младенчествующих племен. Лень, развитая до высшей степени, сделала мингрельца способным только вспахать себе поле, да сшить одежду, но многие из них ходят босыми зимою и летом.

Мингрельцу построить дом ничего не стоит. Необходимо только выкопать в земле яму, глубиною аршина в два, а шириною какую вздумается, и обложить стены ее камнем; в одной стене, обращенной к свету, сделать вход — тогда вода не потечет внутрь дома; все выкопанное пространство разделить на две половины: на одной — супруга и семейство, на другой — лошадь и рогатый скот; обе половины покрыть землею — и хата готова. Обрубок дерева и доска вместо стола служат мингрельцу мебелью; две-три чашки из чинарового дерева и глиняные кувшины составляют всю его посуду.
"Народы России"


Мингрельцы имеют черты лица нежные и более женственные; мужской красоты в них нет, зато тип мингрельской женщины один из изящнейших в свете. Даже женщины из крестьянского сословия, и те поражают своею красотою. В Мингрелии одинаково попадаются и брюнетки, и блондинки. Правда, они не так красивы, как соседки их, гурийки, но стройный рост, умные, выразительные лица, миловидные головки, длинные и шелковистые волосы, вьющиеся по плечам, и правильные роскошные формы тела — приковывают внимание. Движения их смелы, грациозны, страстны.

Мингрелец-мужчина чрезвычайно способен, восприимчив, упрям и мстителен, но в обращении скромен и вкрадчив. На мингрельца трудно положиться и поверить ему на слово.
"Народы России"




Воровство, сильно развитое в Мингрелии — главный порок, глубоко проникший в среду народа и составляющий исключительную особенность мингрельцев. Воровство преимущественно распространяется на скот, в особенности на лошадей, и в этом отношении мингрельцы ловки до чрезвычайности. Они не могут равнодушно смотреть на чужого коня, особенно когда тот гуляет на свободе. Туземный конокрад употребляет множество ухищрений для укрытия похищенной лошади. Конокрадством занимались почти все сословия, не исключая духовенства. Занятие это доведено здесь до степени художества.
"Народы России"

Но не одними только мингрелами был населен этот благодатный край. Судя по нижеследующему тексту, в густых лесах Самегрело проживал кое-кто еще...


Южнее Самегрело расположена Гурия — небольшая область, примыкающая к Черноморскому побережью. В XIX веке вся Гурия была покрыта густыми влажными лесами, местами непроходимыми.


Тип гурийцев значительно отличается от типа имеретин и мингрельцев. Причиною такого изменения одного и того же грузинского племени было влияние природы и соседство турецких племен, с которыми гурийцы роднились и были в постоянных сношениях через продажу невольников. Таких похожих на испуганных птичек, грациозных ребятишек, такую мужественную красоту мужчин, такой изящный тонкий профиль женщин трудно найти и на Кавказе. Своею манерою и грацией гурийки очень похожи на южных итальянок. Господствующая черта характера гурийца — необыкновенная подвижность, страстность, живость, любопытство и увлечение.

Все гурийцы храбры, хорошие стрелки и отличные пешеходы в отношении дальности и скорости переходов. Гурийцу не составляет никакого труда пройти, например, в полтора суток из Озургет до Кутаиса, что составляет около 190 верст по прямому пути.

Гуриец корыстолюбив, но не для наживы, а для исполнения своих прихотей. Простой крестьянин решится на самое ужасное преступление, чтобы только доставить себе предмет роскоши.

Гурийская женщина пользуется большею свободою, чем в Грузии. Мужчины в разговорах с женщинами весьма вольны, не стесняются в выражениях даже с матерью и сестрами и допускают речи, предосудительные по мнению европейцев.
"Народы России"








А южнее Гурии, на самом юго-западе Грузии, находится Аджария. Ее обитателей, аджарцев до 1930-х годов звали "грузинами-мусульманами". Сейчас они считаются самостоятельной этнической группой грузин. По культуре аджарцам близки лазы, проживающие у турецкой границы. Лазы — мусульмане, как и аджарцы. большая часть лазов сейчас обитает в Турции.

Жители Аджарии по типу, костюму, языку — почти те же гурийцы. Язык населения тоже грузинский, приближающийся к имеретино-гурийскому наречию, конечно не без примеси турецких слов.

Лазы также принадлежат к картвельской расе и почти не отличаются ни типом, ни костюмом от аджарцев, но говорят они наречием очень близким к мингрельскому, по крайней мере, мингрельцы и лазы свободно объясняются между собою.

Аджарские и лазские мужчины, при среднем и выше среднего росте, сложены превосходно, статны, стройны и ловки, движения и манеры их чрезвычайно привлекательны. Особенно изящен их восточный поклон, когда грациозным и быстрым движением правой руки они слегка касаются лба, потом сердца и затем от груди отклоняют кисть руки вниз, к земле, с легким наклонением головы.
"Любопытные уголки Кавказа"








Главное хлебное растение в Аджарии — кукуруза, кормилица большей части всего западного Закавказья. «Чада», пресная лепешка из грубой кукурузной муки и кусочек козьего или овечьего сыру — обычная и почти единственная пища жителей. Гораздо меньше сеют пшеницы и ячменя, кое-где, на самом берегу моря, засевают и выхаживают рис. Существенным подспорьем для населения являются сады. Здесь великолепно растут и созревают превосходные фрукты, повыше — яблоки, груши, черешня, шелковица, пониже — персики, гранаты, фиги, отличный виноград и маслины. Никогда во всем Закавказье нам не приходилось видеть один из сортов груш, встреченный в Аджарии: с виду похожие более на яблоко, толстые у черешка и тонкие к носку, почти правильно шестигранные, полные маслянистого сока, с необыкновенным вкусом и ароматом...
"Любопытные уголки Кавказа"

А теперь из субтропической Аджарии перенесемся на северо-запад Грузии, в суровую горную Сванетию. Обитатели этого края — сваны, или сванеты — тоже весьма суровы. Сваны говорят на своем собственном языке, который, хотя и относится к картвельской семье, существенно отличается от грузинского. Раньше сваны считались отдельной народностью, сейчас их считают субэтносом грузин.


Замкнутая в котловине Кавказского хребта, Сванетия считается одним из самых диких мест Кавказа, как в топографическом отношении, так и относительно нравов ее жителей. Сванетия занимает центральное положение в западном Кавказе до того уединенное, замкнутое, что страна эта представляется как бы отдельным островом среди целого океана гор. Такая замкнутость имела и имеет большое влияние на характер, нравы и обычаи народа. Сванет так же недоступен и дик, как и природа его окружающая. Доступ в Сванетию возможен только в течение короткого лета и почти прекращается в течение продолжительной зимы.
"Народы России"








Сванетия более населена и лучше обработана, чем многие из горских владений. Единственный источник пропитания и богатства народа — хлебопашество, и надо сказать, что труд земледельца вознаграждается достаточно, хотя сванет крайне ленив и потому беден.

Дом сванета каменный и состоит из большой двухэтажной постройки, выбеленной и с окнами в виде бойниц. Сванеты любят строить свои дома на выдающихся холмах около скалистых обрывов, с тем, чтобы господствовать над окружающей местностью. Деревни их раскинуты по террасам, на склонах гор, и, по мере удаления в горы и возвышения над уровнем моря, они все более скучиваются. Дом широким боком прилегает к четырехугольной высокой башне, с четырех сторон которой устроены в самом верху ее амбразуры. Башни разделяются на несколько этажей, но не составляют принадлежности домов всей Сванетии, и там, где туземец не имеет надобности скрываться под их защитой, башни не строятся.

Сванет живет зимою в нижнем этаже своего дома и загоняет туда же свой скот, а на лето переселяется в верхний этаж. Внутри комнаты бедно. При самом входе в дом на пеньковых веревках висит небольшой ящик, сделанный в виде домика, где хранится сыр и свежее молоко.

Почти около каждого дома есть огород, где сеют коноплю и горох; четырехугольные и квадратные пашни здесь и там раскинуты около деревни и обнесены изгородью.
"Народы России"




Свободное время, а в особенности праздники, сванет проводит в стрельбе и попойке. Попойки бывают днем и ночью то у одного, то у другого. Обыкновенно дом хозяина наполняется народом, который размещается где попало: кто на земле, кто на скамейках, устроенных в виде кресел и диванов с резными спинками Женщины тут же пекут хлеб; мясо варится в чугунных котлах, повешенных в сакле на железных крючьях.

Пища сванета проста и неразнообразна. Она состоит из хлеба, испеченного из ржаной муки в виде комков и без дрожжей, до чрезвычайности соленого сыра и арака — род водки, которую гонят из проса.

Существенные увеселения сванетов состоят в сходбищах и плясках. Песни их грубы, суровы и состоят в прославлении войны, народных героев и охоты. По большей части они рифмованы и заимствованы у имеретин.

Дикая и суровая природа Сванетии сделала и обитателей ее не менее суровыми. Они являются каким-то остатком древнего человечества, которого не коснулась ни одна пылинка просвещения. Все жители чрезвычайно привязаны к своей родной почве, и многие из них редко посещают соседей.
"Народы России"




Черты лица сванета напоминают горных грузин. Жители более чем среднего роста, стройны и излишнюю толстоту считают за порок, как следствие невоздержанной жизни. Имея здоровый вид, сванеты по большей части белокуры, бреют бороду, но оставляют усы, волосы стригут в скобку и сзади немного подбривают. Женщины также белокуры, реже — с темно-русыми волосами, глаза голубые, нос прямой, продолговатый, рот небольшой и вообще оклад лица довольно правильный. Природа наделила сванетов значительной физической силой, хорошими умственными способностями, быстрым соображением, но круг сведений их чрезвычайно ограничен, как и язык их. Не имея своей письменности, они употребляют грузинские письмена.

Нравственная сторона характера представляет смесь хороших и дурных качеств. Сванет чрезвычайно впечатлителен, помнит добро, признателен и всегда весел. Он гостеприимен, радушен, но любит попрошайничество и требует вознаграждения за каждую незначительную услугу. Сванеты целомудренны, верны своему слову и клятве, но зато горды, мстительны, скрытны и суеверны в высшей степени. Гордость не мешает им иметь о себе самое низкое понятие. Туземец не скрывает своего невежества и своих пороков, и при этом сознается, что у него нет решимости и силы воли, чтобы исправить себя.

По понятию сванета, красавица та, которая имеет широкие плечи, маленькие ножки, полную грудь и тонкий стан. Для сбережения стройности стана, некоторые обшивают девушек, на десятом году от рождения, сырою кожею от бедер до груди. В таком положении девушка остается до брачного ложа, когда жених разрезает эту шнуровку кинжалом.
"Народы России"






На северо-востоке Грузии, у самой границы с Чечней и Дагестаном, мы найдем еще три горских народности, относящихся к грузинскому этносу: хевсуров, тушинцев и пшавов.

Хевсур сложен непропорционально своему высокому росту. Смуглое лицо, длинный нос, серые или карие глаза, бритая голова, рыжеватые усы и борода составляют тип хевсура. Он груб, надменен, придирчив, горд и беспечен, уважает только храбрых и считает себя выше всех народов. Почти все женщины курят из коротеньких трубочек, которые носят за головной повязкой; в 30 лет они начинают нюхать.
"Народы России"










Пшавец среднего роста, крепкого телосложения. Круглое лицо, карие глаза, каштановые волосы, голова и борода бритые, на голове оставляется чуб, похожий на тот, какой носят малороссияне. Походка пшава важная, характер добродушный. Пшавец чрезвычайно дик, и не стесняясь ничьим присутствием, делает все, что ему захочется, не имея никакого понятия о стыдливости. Пшавские женщины большею частью блондинки, миловидны, не так скоро старятся, как у хевсуров, но зато скоро тучнеют.

Хевсуры называют пшавов жирными дойными коровами и притесняют их. Претензии хевсуров на пшавов, предъявляемые в судах, бывают столько же смешны, сколько и нелепы.

В соседстве тушин и хевсуров пшавы живут только весною и летом, потому что имеют там свои сенокосы и пастбища. Осенью и зимой они откочевывают на далекое расстояние от своих жилищ, туда, где находят более подножного корма для своих стад.
"Народы России"


О храбрости тушин рассказывают во всех углах Кавказа. Горцы редко хвалят и воспевают храбрость, считая ее делом весьма обыкновенным, но про тушин в центре Дагестана, в Аварии и других местах сложены и поются песни. Тушин решится лучше умереть, чем попасться в плен; но если это случилось каким-нибудь образом, по не зависящим от него обстоятельствам, то он умрет в тяжкой неволе, как говорится, со славою, но не согласится быть выменянным на неприятельскую пленную девушку.
"Народы России"




Верность этих народов была причиною того, что грузинские цари всегда имели при себе телохранителей из тушин, пшавов и хевсуров.
"Народы России"


И в завершение обзора народов Грузии — несколько сценок из жизни Тифлиса. В конце XIX века в Тифлисе преобладало армянское население, на втором месте были русские, а грузины — лишь на третьем...









В следующей части обзора мы посетим Восточное Закавказье, завершив тем самым наше знакомство с народами Кавказа.


К оглавлению этнографического обзора

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment