M-LCHKHVIM MSHAN (mshwan1) wrote,
M-LCHKHVIM MSHAN
mshwan1

Category:

Языческая религия СВАНОВ

Великий господь был вознесен (сван. "хоша фусд жибе лкланхе")на седьмое небо,воседал на золотой скамье и созерцал вселенную.
При владыке неба находились его верные "псы"(св."хоша гертемиш жегар"),которых он посылал в помошь,или насылал под водительством божества Квирае на провинившихся перед собой людей для их наказания.
Повелител неба назывался ПУСНАБУАСДИШ,за культом которого скрывался культ сольнца и культ быка.В начале ПУСД,должно быт был зооморфным хозяином полудиких свяшенных бугаев висхвов и состоял в интимных отношениях с их матерью,свяшенной коровой МУУСХВОМ.Об этом говорят пережитки религиозных варований сванов,согласно которым оплодотворение МУУСХВА и размножение ВИСХВОВ всецело зависело от воли и желания ПУСДА.МУУСХВ зачинала бычка только в том случае ,есло этого хотел ПУСД.
В религиозной же практике сваны  МУУСХВ посвяшали ту корову,которая телилась крупными и красивыми бычками.Чаше всего такой коровой оказывалась так наз.БАРБВЛАЙ свяшенное животное богини солнца КАЛ-БАБАР.Очевидно,предпологалось,что эта корова была возлюбленной ПУСДА --самого крупного,сильного и прекрасного бугая из всех ВИСХВОВ,обладателя божественной оплодотворяюшей силой.
К ВИСХВАМ относились как к свяшенным животным с момента их появления на свет.Висхва почитали и окружали определенными запретами .Его нельзя было помянуть дурным словом,замахнуться или ударить чем-либо,ограничить его свободу и противостоять его желаниям;Висхва не холостили и не впрягали в ярмо.Предоставленный самому себе бугай дичал,наподал на людей,бодался и наносил им подчас тяжолые ранения.
В то же время обшество, в котором имелся висхв,считало себя зашишенным от злых духов.Хозяин стада,к которому он приставал,по народным представлениям,был облагодетельствован этим,впредь его стадо было ограждено от болезней,падежа скота и всяких бед.Кроме того,висхв способствовал размножениую животных ,увеличению удоя и всякого добра в хозайстве свана.Свяшеного бугая держали до старости и закалывали в день богини солнца-женского плодоносяшего начала,с которой сопоставлялась его мать МУУСХВ.
В культе Пусда новую эру знаменовало начало пахотного земледелия,когда ДЖГРАГ бог луны,покровитель раннего земледелия и ревностный зашитник людей,перехитрил Пусда ,завладел его бугаями и навсегда связал их ремнями яремних заноз(сванская легенда).Должно быт именно с той поры богиня солнца и ГЕРБЕТ ,который находится в неразрывной с ней связи,преврашаются во всевишних покровителей домашних животных,в особенности рабочего и молочного крупного рогатого скота и,как всесильные оплодотворяюшие начала,являются божествами плодородия и размножения растительности и людей.
Это божественное семейство упоминается в сванских клятвах("ФУСНАБАСДИШ И МЖЕМ КЕРГО").
Однако,думается,что их культы с течением времени`постепенно начали сливаться и,в конце концов,ГЕРБЕТ заменил КАЛ-БАБАР,ибо в ряде переживаний он выступает в качестве единого бога солнца и повелителя вселеной.

Сванские религиозные пережитки вскрывали моменты высшего культа ХОША ГЕРБЕТА.Древнесванская религия той поры проникнута духом строжайшего патриархата.Думается к данному времени следует отнести создание мифа о новой триаде божеств исключительно мужского пола.В нем рассказывается о чудесном происхождении двух членов триади и разъясняется их родство с великим богом.
Однажды,-говорится в мифе,когда ХОША ГЕРБЕТ вышел из утеса вселенной("САМКАР КОДЖ")и стал обводить взором пространство вокруг себя,из глаз его скатились две слеы,одна слеза превратилась в ДЖГРАГ,а другая-в ТАРИДЗЕЛ(Христианизированная,озночаюшая архангела,форма должно быт имени бога ТАРА,которого в сванских религиозных пережитках мы свидетельствуем и под именами ТАР-ЧАБУК,ТАР-БЕДИНЕР или ТАР-БЕДИНЕР ПУСД ЖИБЕ ЛЫКЛАТХЕ.В годичном цикле сванских народных празников Тару был посвешен весенний праздник,совпадавший с первой послепасхалной средой,который носил названия ТАРИ-ДЖИМАШ или ТЧАБГОБ).Вот почему ДЖГРАГ и ТАРИДЗЕЛ братья,а ХОША ГЕРБЕТ их отец.
В сформировавшейся новой божественной триаде бог ТАР окончательно закрепил за собой второе место после ХОША ГЕРБЕТА,при этом он унаследовал права и обязанности КВИРАЕ,которо сместил;в сванских молитвах ТАРИДЗЕЛ называется "визирем великого бога" и посредником людей перед ним.Третье место в божественной триаде занял ДЖГРАГ ,с основной функцией бога-покровителя и зашитника мужской половины человеческого обшества.
Tags: Языческая религия СВАНОВ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments