Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Ацаны. Композиция мифа.


по книге Ш.Д. Инал-Ипа "Абхазы"

 

Говорят, было время, когда все побережье Абхазии находилось под водой. Рассказывают, что даже на некоторых больших вершинах до сих пор сохранились остатки и обломки древних кораблей, как напоминание о некогда бушевавшей в горах Кавказа морской стихии. Поэтому первоначально люди могли занимать лишь высокогорные территории, недоступные для морских волн, и лишь по мере обратного отступления вод постепенно осваивали для поселений долины рек и прибрежную равнину.

Кто знает, как долго это происходило. Так появились люди и на нашей земле.

И вот сказывают, что самыми первыми поселенцами горной Абхазии являлись удивительно маленькие человеческие существа - крошечные "ацаны". Когда-то в старину они занимали все наши горы. Это было еще до появления теперешнего населения.

Ацаны были люди, но люди особого рода. Говорят, что их насчитывалось так же много, как сейчас муравьев. И не хватало им земли. Это был еще дикий народ. И ходили они по нагретой солнцем земле без одежды.

По своему физическому облику ацаны представляли собой карликовое племя. Это были необычайно низкорослые мелкие люди, обитавшие постоянно в горах. Обладая таким малым ростом, они свободно могли взобраться на самую верхушку папоротника и производить там обрезку ветвей. Или, может быть, это были гигантские папоротники? Ацаны почти не были видны, когда передвигались по земле. Вот почему они могли незаметно подойти к оленям и спокойно доить их.

Несмотря на свой рост, ацаны были упитанным народом., имели широкую грудь и мощные плечи. И вообще они отличались большой физической силой, а также смелостью и храбростью. Каждый из них, находясь на охоте, мог, например, взвалить на плечи и понести на стоянку любую убитую им дичь - тура, серну, зубра и пр. Вместе с тем они являлись непревзойденными бегунами. Одна из гор Абхазии до сих пор известна под названием Ачагылара. Происхождение этого названия связано с ацанами. Как говорят, один из ацанов, погнавшись за быстроногим зубром, или лесным быком, или оленем, быстро догнал его в этой местности и поймал за хвост.

Будучи первобытными людьми, детьми природы, ацаны не знали ни одежды, ни огня и питались в основном молочными продуктами своих стад и сырым мясом. Воду они брали из ручьев, бежавших из подземных родников.

Как было сказано, жили ацаны в далекие-предалекие времена. И тогда в мире царило особое благоденствие. Люди вовсе не хворали, ибо не было болезней и непогоды. Даже в горах не бывало ни холода, ни ветра, ни ливней, ни снега, ни града. Человек не знал еще что такое зима. Стояло бесконечное теплое лето. Они не знали смерти. И не знали они также рождения.

Рассказывают, что на высокой горе Арстли-иршта, что южнее горы Марыху в верховьях Кодора , жил некогда род Арстаа. Жена одного из представителей этого рода поймала как-то косулю в снегу, что было необычным.
- Здесь теперь будет трудно жить, - решил Арстаа и оставил свои насиженные места. По-видимому, как говорят сказители, до этого времени там, очевидно, не было снега.

Словом, в то блаженное время не было различия между днем и ночью, солнце вечно сияло на безоблачном небе, и цаниям вовсе не было холодно на этих высотах, которые теперь доступны для обитания лишь в течение летних месяцев.

Со своим скотом ацаны проводили время в основном под открытым небом, в шалашах из камыша или в маленьких своих каменных постройках. Ничто их не беспокоило. И никакой силы над собой они не признавали, если не считать авторитета старейшины рода - "большого отца ацанов".

Таков был век ацанов, золотой век первых кавказских горцев. Ацаны выращивали хлеб (без прополки), причем, как говорят, эту культуру люди получили от ацанов. В основном же они занимались охотой и пастушеским хозяйством. Разводили мелкий рогатый скот. Главное место в их стаде занимали козы, доставшиеся людям также от ацанов. Ими была выведена особая порода гигантских длиннобородых коз. Свое стадо они содержали в специальных каменных оградах. Эти небольшие ограды, построенные ацанами отдельно для себя и для своих коз и овец, называются "ацангуарами", то есть "оградами для ацанов".

У ацанов все было общее: и труд, и жизнь, и все остальное. У них было принято так. Если надо было идти на охоту, то шли все вместе; если приходилось пасти скот, то пасли его также совместно; если работать, то опять-таки сообща. Ацанский поселок (ацута) составляли сто домохозяйств, и все они были обращены в одну сторону - каждый дом "смотрел лицом" на юго-восток. Но вот однажды , проснувшись рано утром, ацаны заметили странную перемену в своем ацута: все жилища вдруг оказались повернутыми на северо-запад. Это было воспринято ими как какое-то недоброе предзнаменование.

По одним преданиям, ацаны являлись предшественниками, а по другим - современниками знаменитых Нартов, героев - богатырей, с которыми они жили на смежных территориях, хотя и не совсем по соседству друг с другом. Нарты и ацаны находились в близких, мирных между собой отношениях. Нередко они охотились в одних и тех же местах и по горскому обычаю делились добычей. А один из выдающихся героев нартского эпоса Сасрыква (Хнышь, или Хмышь, Кун, Хабаджа) даже был женат на единственной сестре десяти (или ста) братьев - ацанов. Причем, от этого брака родился еще более прославленный герой Цвицв, превосходивший почти всех нартов своей отвагой, силой, находчивостью и одновременно скромностью и благородством.

Говорят, например, что однажды какой-то из ацанов, охотясь в недоступных горах, убил громадного лесного быка. Возле него отчаянного карлика можно было заметить лишь с большим трудом. Подошел к нему герой из героев, богатырь Нарт Сасрыква, случайно оказавшийся вблизи. В подобных случаях, по обычаю, охотник, убивший дичь, предлагает посетителю взять часть добычи. Так поступил и ацан.

- Дай мою долю, остальное твое, - сказал Сасрыкве хозяин дичи.
- Нет, - ответил хитроумный Сасрыква,- возьми ты сколько сможешь, а мне хватит того, что останется. А сам думал: много ли сможет поднять этот странный малюсенький человечек. Но ацан понял все это и, не долго думая, проворно связал зубра по ногам, взвалил всю добычу на плечо и преспокойно направился домой, оставив Сасрыкву с носом.

 

Collapse )

 


Покупка дома в Сванетии


http://svaneti.livejournal.com/66054.html?view=541446#t541446

Купить эко дом в Сванетии стало возможно уже сейчас!

Наше предложение ограничено, поэтому, если у вас есть интерес, свяжитесь с нами.
Я не раз слышала от людей, бывающих в Сванетии, что они хотели бы купить себе здесь дом.
Но в реализации своего желания они сталкиваются с множеством проблем.
Первая, это сложность в поиске и оформлении земли. Все хорошие места принадлежат местным жителям, значит, чтобы купить землю, нужно узнать, чья она, поговорить с хозяином, договориться о цене. Не зная сванов, а многие туристы и грузинский не знают, сделать эти процедуры довольно сложно.
Вторая проблема состоит в том, что дома продаются полуразрушенные. Многие сделаны из камня и очень не удобны в планировке. Зимой практически не отапливаемые. Чтобы восстановить такой дом требуется много средств и сил. Вам нужно будет нанять местных рабочих. Опять же, не зная тут никого хорошо, могут возникнуть сложности. Чтобы содержать свой дом в Сванетии и не жить здесь постоянно вам, так или иначе, потребуется помощь. Где-то надо доставать дрова, продукты, ремонтировать дом.
Третья проблема. Вам нужно будет жить среди местных жителей, в деревне, на их территории. И, поверьте мне, вы для них навсегда останетесь белой вороной. Как в любой сельской местности люди живут очень близко, они в курсе всех событий и Вам вряд ли удастся избежать этой «коммунальности».

Данный проект инициирован Ассоциацией Возрождения и Развития Сванетии «Латали».
Мы предлагаем покупку дома в жилом эко комплексе «Лалета».

Комплекс расположен на полуострове. С одной стороны протекает быстроводная река Ингури, с другой – небольшая высокогорная речка, с третьей стороны – комплекс граничит с одной из старинных деревень Сванетии, где находятся средневековые церкви и хранятся уникальные древние иконы. В ясную погоду из комплекса открывается завораживающий вид на перевал Лайла и всемирно известный пик Ушба.
Территория комплекса 2 гектара. Вокруг комплекса красивые ландшафты: леса, поля, холмы, растет дикий шиповник, лесной орех, есть источники с лечебной подземной минеральной водой. Мы предлагаем Вам следующие услуги: катание на лошадях, пешие прогулки по территории комплекса и другим маршрутам. Зимой мы планируем построить каток, сделать лыжню, создать трассы для ходьбы на снегоступах.
Инфраструктура комплекса включает в себя доставку в дом питьевую воду, электроэнергию, охрану территории. На нашей экоферме Вы сможете покупать свежие экологически чистые продукты: молоко, сыр, мясо, яйца, горячий хлеб, овощи. Можете брать напрокат автомобиль для передвижения по окрестностям.
Комплекс находится в 20 минутах езды от районного центра Местиа, и аэропорта. В 25 минутах езды от горнолыжной трассы Ацвали. Рядом деревня Латали – культурный центр Сванетии.
Жизнь в комплексе течет размеренно и спокойно, Вашими соседями станут интересные люди из разных стран. На территории комплекса мы планируем построить православную часовню, где еженедельно будет проходить служба.
Стоимость шале от 25 000 долларов.
Свой дом Вы также можете использовать как мини гостиницу, и отправлять туда отдыхающих из своей страны. Так что кроме собственного отдыха в горах Вы еще можете получить маленький бизнес. Наше туристическое агентство, при Вашем желании, также может помочь Вам в поиске клиентов.

Если Вас заинтересовало предложение, пишите нам на почту liletour@gmail.com

Фотографии территории и окрестностей
Collapse )

ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВНЕШНЕЙ ИСТОРИИ МАЛОГО ЯЗЫКА 3.

параллельных кряжа - Сванский хребет, обособляющий всю Верхнюю Сванетию (т.е.

нижнебальский и верхнебальский диалекты) от Нижней или так называемой Дадианов-

ской, а также Эгрисский и Лечхумский хребты, отделяющие Нижнюю Сванетию (т.е.

лашхский и лентехский диалекты) от Мегрелии и Лечхуми. На крайнем востоке этот

ареал отделен от земли Рача горой Читхар. Согласно колоритному описанию конца

прошлого столетия, принадлежащему русскому чиновнику В.Я. Тепцову, "обе Сване-

тии со всех сторон окаймляются горами малопроходимыми, а иногда и вовсе недоступными

- одни по причине снега и значительной высоты, другие по причине шиферных

скал, дремучего девственного леса и глубоких скалистых теснин, в которых пенятся

бурные потоки" [Тепцов 1890: 3]. Из сказанного должно быть очевидным также, что

прежде всего природными границами обособлены друг от друга и сванские диалекты,

процессы взаимного контактирования которых и в настоящее время ощутимы лишь в

минимальной степени.

 

Collapse )

Сванети требует внимания

Пост от Ксении Парджиани

Сразу обозначу, что этой записью я хочу выразить народное (а не мое личное) мнение. Это официальное заявление простых жителей Сванети. Мы хотим, чтобы о наших проблемах узнала общественность. Я далека от политики, но мы часто встречаемся с народом и мы должны предать эту информацию центральной власти, чтобы она могла правильно скоординировать ситуацию в регионе.
Так сложилось, что в Сванети не происходит адекватных выборов главы районной администрации (гамгебели). По законам Грузии, главу администрации должны выбирать представители областного совета депутатов (сакребуло). Но всегда представители каких-то заинтересованных содружеств, находящиеся у власти, вмешиваются в этот процесс. И получается, что к власти приходит представитель какой-то заинтересованной группы, клана, а не избранник народа.
Для местного населения глава администрации – это лицо государства. Если не доверяют гамгебели, то не доверяют государству.
К власти приходят люди с криминальным прошлым, приезжие, не компетентные в ключевых вопросах развития региона (земледелие, скотоводство, коммунальное хозяйство и т.п.), не чувствующие истинных проблем местных жителей и Сванети. Народ возмущается этой ситуацией и недовольство, а с ним и недоверие, наростает с каждым годом. Эти правители чужды народу и не способствуют улучшению жизни местного населения.
Из-за того, что существует клановая система во власти региона, привелегии и лучшие места получают представители кланов, а простым жителям сложно чего-то добиваться. Поэтому сваны очень скептично относятся ко всем делам, которые делает государство, даже если эти дела хорошие и принесут региону положительные перемены. Поэтому какие бы золотые башни не строила власть, большенство людей Сванети не будет хорошо отноститься к этим делам.
Сваны живут в информационном вакууме (очень мало информации заходит в регион и почти никакая информация не выходит отсюда, только пиар тех людей, которые стоят у власти), что нарушает демократические права и свободы гражданского населения. Из-за этого им сложно включиться в процессы, происходящие во властных структурах.
Я пишу об этом, потому что для Сванети сейчас это очень больная тема, люди не знают как и кому о ней говорить и попросили об этом меня, надеясь на «силу интернета».
Очень скоро должны состояться выборы главы районной администрации Сванети и народ уже заранее негативно отностится и к выборам и к их результатам. Будет ли это способствовать развитию Сванети и Грузии в целом?! Разве Грузия этого хочет?!
Народ просит дать им возможность выбрать местного, опытного, честного человека, который будет поддерживать авторитет государства, который будет компетентен в ключевых направлениях: сельское, комунальное хозяйство и т.п. Будет правильно ранжировать проблемы региона и будет основным мостом между народом Сванети и центральной властью.
Что делать для того, чтобы решить эту ситуацию народ не знает, а время идет и после выборов уже сложно будет что-то изменить. Пусть партии представляют кандидатов с хорошим прошлым (не криминальным), с авторитетом и доверием местных жителей, которые бы уважали свой народ и поддерживали правительство. Таких людей много в Сванети, но они простые люди, за ними не стоит клан или какое-то содружество, а значит дорога во власть для них нелегка.

В.Ф.Милер "Археологические экскурсии в горские общества Кабарды" 1883, 1886 гг.


скромное предание, записанное нами от эфенди Абаева, которое говорит, что Басиат и Бадилят были сыновья - сироты одного крымского вельможи, ушедшие из Крыма на Кавказ вследствие притеснений от родного дяди. По 1-му варианту (шахановско-му) братья поселились сначала на р. Куме, а затем перешли на Каш-катау. Здесь они расстались: Бадилят пошел в Дигорию, где стал родоначальником дигорских дворянских фамилий, а Басиат поселился в Балкаре около нынешнего аула Кунима, на левом берегу Черека. В нынешнем Куниме жили в то время выходцы из Сванетии Таулу (мн. ч. Таулулар). Басиат подчинил их себе и обложил данью. Кроме Таулу, туземное население состояло из Осетин-Дигорцев и других ранних пришельцев. Предание говорит; что туземцы исповедовали языческую религию, а Басиат с дружиной были мусульмане. Это предание следует поправить в том смысле, что туземцы, несомненно, как их соседи Дигорцы, хранили некоторые следы христианства, смешавшегося с языческими верованиями, а мусульманство пришельцев - Басиата с дружиной - довольно сомнительно, ввиду существования крестов на башнях, построенных потомками Басиата. Как бы то ни было, Басиат считается родоначальником ряда таубиевских фамилий, причем от него ведется следующая генеалогия. У Басиата был сын Хабиж, у него сын Абай, у которого от первой жены было двое сыновей: Таукан и Тазирит, а от других жен- Алибек и Кансау. От 1-го сына (Таукана) пошли фамилии: Шахановы и Джанхотовы; от 2-го сына (Тазирита) - Айдеболовы (Биевы); от 3-го сына (Алибека): Кунчуковы, Амирхановы и Бота-шевы; от 4-го - Кансау - Абаевы. По другому варианту (абаевско-му), генеалогия Басиата представляется в несколько ином виде: у Басиата было 2 сына - Абай и Темрюк; у первого был сын Алибек, от которого родился сын Кучу к, родоначальник фамилий Абаевых и Кучуковых; у второго сына Басиатова Темрюка было в свою очередь двое сыновей: Таукан, - родоначальник фамилий Шахановых и Джанхотовых, и Тазирит, - родоначальник фамилии Айдеболовых (Биевых). Во всяком случае, примем ли мы ту или другую генеалогию, предки Абаевых (Алимурза и Сосран), строители башен с крестами, отделены несколькими поколениями от родоначальника Басиата и несколькими же от нынешнего поколения. Поэтому можно думать, что построение Абаевских башен восходит, по крайней мере, за 300 лет тому назад, а башни, построенные туземцами Сване-тами (Таулулар) до прихода Басиата, относятся к еще более отдаленному времени.

По Сванетии (часть 10 (Высшая власть у сванов))

Носителем высшей власти в каждой общине являлось собрание общины, возглавлявшееся председателем собрания, избиравшимся обычно на пожизненный срок. Председатель собрания - „махвши", он же—как бы старшина, почитался правителем—президентом данной республики - общины, являвшей собою самостоятельную административную единицу.

Каждое общество, подобно римскому форуму, имело определенное место для народных собраний, на которые, для разрешения важных общественных вопросов, народ созывался звуками длинной медной трубы. Заслушав призывный звук, сваны поспешно одевались в праздничные наряды и спешили на сход, обязательно во всеоружии. До начала собрания сельчане, обычно, оживленно обменивались воспоминаниями о своем славном прошлом, о знаменательных в истории Сванетии общинных собраниях.
Краснобаи рассказывали о подвигах героев, о достойнейших „махвши", и общая картина подобных сходов представлялась своеобразным празднеством. В таких собраниях принимали участие не только мужчины, достигшие совершеннолетия - двадцатилетнего возраста, но и женщины. Последние, нередко, представляли на сходах отсутствовавших по каким-либо причинам мужчин, при чем, некоторые из них, преимущественно пожилые, отмеченные обществом, как выдающиеся по уму, пользовались особым почетом и принимали активное участие в разрешении сложных вопросов, встававших перед общиной.
Неудивительно, что такие женщины, подчас превосходя деловитостью и умом своих мужей, делались постоянными представителями семьи на всех сходах. Таким образом, в Сванетии, правом участия на общинных сходах пользовались оба пола.

 

Collapse )

По Сванетии (часть 9 (Традиции и обычаи))

В сохранившихся обычаях и верованиях — полное разорение и так крайне скудного хозяйства свана. Поминки, похороны, свадьбы, крестины, дни поминовения святых, празднования примирения враждующих семей и целых сел, всякого рода удачи — все это и сегодня еще обязывает свана к жертвоприношениям и угощениям, длящимся иногда целыми неделями.
Каждый такой торжественный случай предопределяет размер затрат: определенное количество хлебов, мяса, сыров, водки, сладостей и т. д. Идет на заклание рабочая скотина, выпекается подчас последняя горсть муки, выкуривается все наличие ячменя и кукурузы, выкладываются годовые запасы молочных продуктов. И не редкость, когда за неимением потребного количества припасов, сван влезает по уши в долги и даже распродает свое убогое имущество, чтобы только достойно отметить то или иное событие.
Свана не страшит предстоящее после этого полуголодное существование или даже явное разорение хозяйства. Лишь сильнее подтянет он кушак, на котором красуется его гордость— тяжелый кинжал, и всем и почитаемый, верный адатам, будет ждать он нового урожая, посещая пиры соседа и участвуя в свою очередь в его разорении. Опрокинуть мировоззрение отсталого свана и искоренить этот разоряющий режим мерами воздействия извне- совершенно немыслимо. Слишком глубоко вросли корни, слишком много веков воспитывал он в себе эти предрассудки.

 

Collapse )

По Сванетии (часть 7 (Сваны. Какие они?))

Чем ближе присматриваешься к сванам, тем больше убеждаешься, как мало всем своим существом они схожи с остальными народами Кавказа.
Сван - только сван и ни к каким другим народам его не причислить. Он крайне своеобразен. При всем своем гостеприимстве, он не старается быть услужливым, вероятно, усматривая в таком поступке унижение собственного достоинства.
Он не улыбнется без причины, не подарит вас улыбкой, чтобы показаться приятным.
Он абсолютно не льстив, и никогда не согласится ценой угодливости извлечь для себя пользу или снискать расположение. Непосредственно его любопытство, чрезмерна любознательность, отсутствует суетливость в движениях. Сван не спешит, но и не опаздывает.
Он не предстанет перед вами с обнаженной головой.
Он равный среди равных в своем сванском спокойствии.

Чуждые феодальных дрязг, сваны и в прошлом не знали сословностей, не страдали классовым различием, не имели привилегированных прослоек. И даже тогда, когда они порешили прикончить коварного Путу Дадешкелиани, то в убийстве приняли участие все жители Ушкульского теми, ибо никому не полагалось давать предпочтения. Каждый сван отрезал от своей пули кусочек свинца, и из этих кусочков была отлита пуля, которой и был убит Дадешкелиани. Курок был спущен веревкой, протянутой от ружья между всеми сванами; по условному удару в колокол — веревку потянули все разом.

В вечной борьбе со стихией и с соседними горскими народами, в условиях непрекращающейся кровавой мести — сван закалил себя физически и духовно.
Он вынослив по-звериному, ибо малейшая слабость может стоить ему жизни. Он жесток, и подчас чрезмерно жесток, ибо, по его мнению, недобитый враг еще опасней в своей мести.
Он скрытен, потому, что излишнюю болтовню не замедлит использовать враг.
Он хитер, хитрость же - острие разящего оружия. Сван, башни, порывы рек, снеговые вершины, неприступные скалы своеобразные нравы и обычаи — все это вместе составляет одно целое, одно дополняет другое. Сохранив все особенности внутреннего я, сваны не сохранили своего внешнего облика. Одежда и снаряжение не отличают их от других народов. Длинная имеретинская черкеска на одном, резко подчеркивает куцость ингушской черкески другого; различные направления гнезд для газырей — признак отсутствия определенного фасона; на головах— гурийская и абхазская вязка башлыков перемежается с карталинской папахой. Не редкость и косоворотка. Женские кофточки северо-кавказских казачек — на выпуск, никак не гармонируют со стыдливо укутанными в платочки головками молоденьких сванок; темные же траурные платья старух напоминают о строгих нравах, присущих всем кавказским женщинам.

 

Collapse )

По Сванетии (часть 5 (Женщина-сванка))

Сванские женщины крепко скроены, — полногрудые, стройные — они до глубокой старости сохраняют девичий стан, несмотря на то, что условия их жизни, при родах и кормлении детей, крайне тяжелы. Не в пример другим кавказским народам, женшина-сванка свободна. Она принимает участие в вопросах хозяйства, присутствует на сходах и собраниях,—и не только из любопытства, но и как заинтересованная в их решениях.
Она вправе в отсутствие мужа принимать гостей и выявлять хлебосольство, присущее этому народу; она пляшет и поет без жеманства, — в хороводе сванов свободно сплетаются руки мужчин и женщин, и чарка с ..араки равно обходит и мужчин и женщин. Одинаково медлительно сосут они эту скверную жидкость из маленьких рожков, словно сладкую воду.

 

Collapse )

По Сванетии (часть 1 (В пути))

Здесь опубликованы выдержки из книги З.Шаншиева "По Сванетии", которую он посетил в 20-е годы прошлого столетия вместе с американской семьёй из Филадельфии и известным альпинистом проф. Г.Н.Николадзе.

Нас было четверо: юный американец, Виллиам Стикс-Вассерман, с женой Марион, из Филадельфии, известный альпинист проф. Г. Н. Николадзе, и я. Путь на Сванетию был нами взят из Кутаиса, по указанию Г. Н. Николадзе, в сторону Военно-Осетинской дороги, по живописному ущелью Риона. По исправному шоссе продвигаемся на крытой линейке... Быстро несущийся Рион отмечает историю своего прорыва из озера, и катит победные волны к морю. Омытые им в далеком прошлом пласты скалистых берегов высоко громоздятся над самым руслом. В стихийном порыве, давно когда-то, Рион отделил Накеральский хребет (Тквибули) от Хвамли (Лечхум). Первую ночь провели в Твиши, откуда 11 верст до Алпани. В Алпани расстались с дорогой на Рачу, с попутчиком Рионом, и круто свернули по притоку его, Ладжанури, в местечко Орбели. Живописный Рион забыт. Колорит местности резко меняется. Отвесные скалы, в дикой стыдливости, почти сомкнулись и ждут смелой настойчивости туриста, чтобы открыть любопытному взору красоту голубой чаровницы Ладжанури и ее обители. Неприступные скалы жуткими массивами висят над узкой дорогой, по левому берегу этой непостоянной в своих настроениях реки.

 

Collapse )